Культура


Китайская цивилизация, одна из древнейших на земле, насчитывает более пяти тысячелетий. Дошедшие до нас древние памятники культуры найдены по большей части в захоронениях аристократов. Среди них уникальный памятник эпохи правления первого императора Китая (230-221 годы до нашей эры) - усыпальница Цинь Шихуанди в Сиани. Это огромное скопление терракотовых статуй (терракотовое войско) в человеческий рост - вечных стражей гробницы. Создатель единой империи сразу же после вступления на трон приступил к строительству подземной усыпальницы. Полностью она не раскопана до сих пор. Гробница состоит из четырех зон: двух огромных полей для глиняных фигур, командного пункта и еще одной пустой шахты. В одиннадцати проходах, разделенных стенами толщиной 2,5 м, плотными рядами стоят фигуры воинов и коней. Найденные личные печати мастеров свидетельствуют о том, что в создании изваяний участвовало не менее тысячи человек.

Громадные статуи стражей и животных перед гробницами императоров должны были вызывать священный ужас у каждого, кто к ней приближался. Древнейшие из сохранившихся скульптур, грубо выполненные изображения животных, украшали усыпальницу Хо Цюйбина - полководца эпохи Хань (117 век до нашей эры) в Сиани. Позднее появились и изображения людей. Поражают своей реалистичностью и мастерством исполнения громадные фигуры, украшающие императорские гробницы династии Мин к северу от Пекина.

До нашего времени сохранились бронзовые культовые сосуды. Некоторым из них более трех тысяч лет. Особенно замечательны сосуды для даров, ритуальные кувшины на трех ножках, огромные котлы и всевозможные сосуды для вина. Некоторые из них можно видеть на площадях и улицах "Запретного города" - Императорского дворца-музея в Пекине.

Единственный в своем роде и неповторимый памятник крепостной архитектуры - Великая стена, или, как ее называют китайцы, Длинная стена, протянувшаяся на 6300 км через весь Северный Китай. Сооружение стены началось в IV-III веках до нашей эры, когда отдельные китайские государства вынуждены были защищаться от набегов кочевых народов Центральной Азии. После объединения Китая под властью династии Цинь в 221 году до нашей эры император Ши Хуанди приказал соединить ряд оборонительных линий в единую стену. Строительные работы продолжались еще много веков и были завершены в эпоху Мин (1368-1644 годы нашей эры), когда монголы были изгнаны из Китая. Великая стена, словно гигантский змей, вьется по горным хребтам, вершинам и перевалам. Примерно через каждые 200 м стоят четырехугольные сторожевые башни с отверстиями-амбразурами. Верхняя плоскость стены некогда представляла собой широкую защищенную дорогу, по которой могли быстро передвигаться воинские части и обозы. В наши дни некоторые участки этой плоскости заасфальтированы и используются как автомобильные дороги. Великая стена - символ силы и стойкости. До сих пор в Китае существует поверье: прикоснувшийся к древним камням Великой стены человек обретает силу духа и величие.

Наибольший интерес для путешественника в Китае представляют дворцы и храмы. Основные принципы возведения крупных ансамблей остаются неизменными со времен династии Мин. Все элементы ансамбля тяготеют к центру - главной Небесной оси Срединной империи. Кроме того, ансамбль должен быть защищен с севера, откуда исходят тьма и холод, и открыт на юг, к солнцу. По оси север-юг расположены все главные здания, и вход всегда находится на юге. Большинство зданий имеют в основании квадрат, и стены по возможности тоже строились квадратные. Крыша здания обязательно опирается на колонны, возвышающиеся над фундаментом; стены не несут никакой нагрузки, просто заполняя промежутки между колоннами. Многоярусная черепичная крыша - самая высокая и эффектная часть здания. Она непременно украшена мифическими фигурками, которые оберегают обитателей дворца от злых духов.

Проникновение в Китай буддизма привело к возникновению нового архитектурного стиля - многоярусных пагод. Эти многоэтажные башни с многочисленными, загнутыми вверх карнизами обычно возводились на возвышенном, удобном для обозрения месте и становились неотъемлемым элементом пейзажа.

Умение китайских мастеров вписать архитектурный ансамбль в окружающий ландшафт, тонкое чувство красоты и гармонии достойны восхищения. При создании садово-парковых ансамблей, необыкновенно лиричных и живописных, китайские архитекторы исходят из потребности устроить на ограниченной площади парка как можно более разнообразные ландшафты. Поэтому в китайских парках нередки рукотворные горы, искусственные озера, насыпные островки, нагромождения камней и отдельные каменные глыбы необычной формы. Водоемы соединяются между собой затейливо изгибающимися каналами с перекинутыми через них изящными мостиками, украшенными резьбой по камню и скульптурами. На возвышенностях сооружаются круглые беседки-ротонды, а вдоль берегов водоемов оборудуются крытые галереи, с которых открываются виды, настолько совершенные по композиции и настроению, что ими можно любоваться бесконечно.