Культура
Китайская цивилизация, одна из древнейших
на земле, насчитывает более пяти
тысячелетий. Дошедшие до нас древние
памятники культуры найдены по большей
части в захоронениях аристократов. Среди
них уникальный памятник эпохи правления
первого императора Китая (230-221 годы до нашей
эры) - усыпальница Цинь Шихуанди в Сиани.
Это огромное скопление терракотовых статуй
(терракотовое войско) в человеческий рост
- вечных стражей гробницы. Создатель
единой империи сразу же после вступления на
трон приступил к строительству подземной
усыпальницы. Полностью она не раскопана до
сих пор. Гробница состоит из четырех зон:
двух огромных полей для глиняных фигур,
командного пункта и еще одной пустой шахты.
В одиннадцати проходах, разделенных
стенами толщиной 2,5 м, плотными рядами стоят
фигуры воинов и коней. Найденные личные
печати мастеров свидетельствуют о том, что
в создании изваяний участвовало не менее
тысячи человек.
Громадные статуи стражей и животных перед
гробницами императоров должны были
вызывать священный ужас у каждого, кто к ней
приближался. Древнейшие из сохранившихся
скульптур, грубо выполненные изображения
животных, украшали усыпальницу Хо Цюйбина
- полководца эпохи Хань (117 век до нашей
эры) в Сиани. Позднее появились и
изображения людей. Поражают своей
реалистичностью и мастерством исполнения
громадные фигуры, украшающие императорские
гробницы династии Мин к северу от Пекина.
До нашего времени сохранились бронзовые
культовые сосуды. Некоторым из них более
трех тысяч лет. Особенно замечательны
сосуды для даров, ритуальные кувшины на
трех ножках, огромные котлы и всевозможные
сосуды для вина. Некоторые из них можно
видеть на площадях и улицах "Запретного
города" - Императорского дворца-музея
в Пекине.
Единственный в своем роде и неповторимый
памятник крепостной архитектуры -
Великая стена, или, как ее называют китайцы,
Длинная стена, протянувшаяся на 6300 км через
весь Северный Китай. Сооружение стены
началось в IV-III веках до нашей эры, когда
отдельные китайские государства вынуждены
были защищаться от набегов кочевых народов
Центральной Азии. После объединения Китая
под властью династии Цинь в 221 году до нашей
эры император Ши Хуанди приказал соединить
ряд оборонительных линий в единую стену.
Строительные работы продолжались еще много
веков и были завершены в эпоху Мин (1368-1644
годы нашей эры), когда монголы были изгнаны
из Китая. Великая стена, словно гигантский
змей, вьется по горным хребтам, вершинам и
перевалам. Примерно через каждые 200 м стоят
четырехугольные сторожевые башни с
отверстиями-амбразурами. Верхняя плоскость
стены некогда представляла собой широкую
защищенную дорогу, по которой могли быстро
передвигаться воинские части и обозы. В
наши дни некоторые участки этой плоскости
заасфальтированы и используются как
автомобильные дороги. Великая стена -
символ силы и стойкости. До сих пор в Китае
существует поверье: прикоснувшийся к
древним камням Великой стены человек
обретает силу духа и величие.
Наибольший интерес для путешественника в
Китае представляют дворцы и храмы. Основные
принципы возведения крупных ансамблей
остаются неизменными со времен династии
Мин. Все элементы ансамбля тяготеют к
центру - главной Небесной оси Срединной
империи. Кроме того, ансамбль должен быть
защищен с севера, откуда исходят тьма и
холод, и открыт на юг, к солнцу. По оси север-юг
расположены все главные здания, и вход
всегда находится на юге. Большинство зданий
имеют в основании квадрат, и стены по
возможности тоже строились квадратные.
Крыша здания обязательно опирается на
колонны, возвышающиеся над фундаментом;
стены не несут никакой нагрузки, просто
заполняя промежутки между колоннами.
Многоярусная черепичная крыша - самая
высокая и эффектная часть здания. Она
непременно украшена мифическими фигурками,
которые оберегают обитателей дворца от
злых духов.
Проникновение в Китай буддизма привело к
возникновению нового архитектурного стиля
- многоярусных пагод. Эти многоэтажные
башни с многочисленными, загнутыми вверх
карнизами обычно возводились на
возвышенном, удобном для обозрения месте и
становились неотъемлемым элементом
пейзажа.
Умение китайских мастеров вписать
архитектурный ансамбль в окружающий
ландшафт, тонкое чувство красоты и гармонии
достойны восхищения. При создании садово-парковых
ансамблей, необыкновенно лиричных и
живописных, китайские архитекторы исходят
из потребности устроить на ограниченной
площади парка как можно более
разнообразные ландшафты. Поэтому в
китайских парках нередки рукотворные горы,
искусственные озера, насыпные островки,
нагромождения камней и отдельные каменные
глыбы необычной формы. Водоемы соединяются
между собой затейливо изгибающимися
каналами с перекинутыми через них изящными
мостиками, украшенными резьбой по камню и
скульптурами. На возвышенностях
сооружаются круглые беседки-ротонды, а
вдоль берегов водоемов оборудуются крытые
галереи, с которых открываются виды,
настолько совершенные по композиции и
настроению, что ими можно любоваться
бесконечно.