Заголовок

Аналитическая информация


Опыт функционирования технологических парков в Китае

К 49-ой годовщине образования КНР

Под термином “технологический парк” в настоящее время принято понимать такие получившие распространение модели структур, как технологические инновационные центры (предпринимательские и технологические инкубаторы). Их принципиальное отличие определяется целями, однако они не исключают, а дополняют друг друга.

Так, предпринимательские инкубаторы создаются для продвижения на рынке тех товаров и услуг, в основе которых лежат уже известные технические решения, изобретения, “ноу-хау”, доведенные до стадии внедрения и коммерческого освоения, оказания помощи в создании предприятий и оценки эффективности различных моделей экономического развития конкретных регионов. Их основной задачей является использование научно-технического потенциала, опыта ученых и специалистов для развития технологической и производственной базы, формирования организационно-внедренческой базы для активного распространения инноваций в народном хозяйстве. Кроме того, инкубаторы данного вида используются для создания опытных и серийных производств по внедрению изобретений и инновационных идей на самой ранней, рискованной стадии разработки коммерческих проектов.

Технологические инкубаторы, как правило, создаются для разработки новых или усовершенствования уже существующих изделий и технологических процессов, имеющих потенциальный спрос на рынке. Зарубежный опыт привлечения средств подобных инкубаторов к финансированию разработок российских предприятий доказывает перспективность и высокую эффективность данного направления.

Наиболее эффективное развитие технопарков отмечается при их учреждении на территории специальных экономических зон (СЭЗ), которые получили достаточно широкое распространение в мировой хозяйственной практике. По состоянию на середину 90-х годов во всем мире функционировало около 1200 различного рода СЭЗ, в том числе около 400 зон свободной торговли, 400 научно-промышленных парков, более 300 экспортно-производственных зон и примерно 100 зон специального назначения (оффшорные центры, зоны рекреации, эколого-экономические регионы, туристические центры и др.).

Довольно сложно классифицировать однозначно ту или иную СЭЗ, поскольку они обладают характерными признаками многих зон. Однако среди распространенных в мире специальных экономических зон можно выделить ряд определенных, проблемно-ориентированных:

  1. таможенные зоны;
  2. беспошлинные торговые зоны;
  3. таможенные свободные зоны;
  4. зоны свободной торговли;
  5. внешнеторговые зоны;
  6. беспошлинные экспортно-производственные зоны;
  7. свободные экспортные зоны;
  8. свободные экспортно-производственные зоны;
  9. экспортно-производственные зоны;
  10. свободные экономические зоны;
  11. свободные производственные зоны;
  12. зоны экономического благоприятствования;
  13. промышленные экспортноориентированные зоны;
  14. предпринимательские зоны;
  15. зоны совместного предпринимательства;
  16. зоны технико-экономического развития;
  17. зоны развития новой и высокой технологии;
  18. технико-внедренческие зоны;
  19. научно-промышленные парки;
  20. оффшорные центры;
  21. международные оффшорные финансовые центры;
  22. свободные банковские зоны;
  23. эколого-экономические регионы;
  24. открытые районы;
  25. туристические центры.

Особенно примечателен для Китая последний 20-летний период проведения политики реформ и открытости, когда в различных областях науки и техники страны были достигнуты значительные успехи, приковывающие взоры всего мира.

Общеизвестно, что семидесятые годы ознаменовали собой новый этап в развитии научно-технического прогресса, когда “революционные волны” освоения новых и высоких технологий охватили весь мир. Важным ориентиром для страны стали знаменательные слова Дэн Сяопина : "… Китай должен развивать свои новые технологии для того, чтобы занять достойное место в области высокой науки и техники мирового уровня".

В марте 1986 г. правительством Китая была утверждена Государственная Программа развития высокой науки и техники (“Программа 863”). В качестве приоритетных направлений развития наукоемких отраслей были определены следующие:

  • микроэлектроника и информатика;
  • аэрокосмическая;
  • оптико-волоконная;
  • генная инженерия и биотехнология;
  • новые энергосберегающие технологии;
  • природоохранная техника и оборудование для защиты окружающей среды;
  • медицинское оборудование.

Программой предусматривается проведение фундаментальных исследований и разработка новых технологий на базе развития традиционных отраслей. Общая сумма капиталовложений в Программу составила 10 млрд. юаней. К концу 1995 года было зарегистрировано свыше тысячи важнейших научно-технических достижений, из них 560 разработок получили мировое признание, 73 - удостоены государственных премий, 266 - запатентовано за рубежом.

В 1988 году Китай приступил к реализации общегосударственной научно-производственной программы "Факел", ориентированной на коммерциализацию и индустриализацию наукоемких технологий. Практически эта программа явилась второй стадией "Программы 863". В течение последних 10 лет было учреждено 2500 предприятий, основанных на высоких и новых технологиях, освоено около 4000 видов наукоемкой продукции. К реализации программы были привлечены промышленные мощности оценочной стоимостью в 25.8 млрд.долл., позволившие выручить 4.3 млрд.долл. от проведения экспортных операций. В результате успешной реализации Программы "Факел" к концу 1995 года было дополнительно произведено промышленной продукции на сумму 79.5 млрд. юаней, доход от продажи составил 69.2 млрд. юаней, налоговые поступления - 13.8 млрд. юаней, поступления от экспорта продукции - 1.08 млрд. долл. США.

Одним из направлений программы явилось создание зон развития новых и высоких технологий (или технопарков). Их основное назначение – стимулирование высокотехнологичных производств и продвижение продукции на рынок, в том числе и внешний, привлечение в страну зарубежных инвестиций и передовых технологий, а также создание благоприятных условий для коммерциализации научно-технических достижений. Поставленные перед зонами развития задачи реализуются в форме создания бизнес-инкубаторов и доведения НИОКР до стадии опытного образца с последующим производством на собственной промышленной базе.

В настоящее время в Китае насчитывается 120 зон освоения новых и высоких технологий различного уровня, среди них 53 государственного назначения. В 1996 году общий доход в этих зонах составил 230 млрд. юаней, промышленной продукции произведено на сумму 210 млрд. юаней, налоговые поступления в госбюджет составили 24 млрд. юаней. Поступления от экспорта продукции - 4 с лишним млрд. долларов США.

В мае 1988 года Постановлением Госсовета Китая был учрежден первый технопарк - Пекинская экспериментальная зона развития новых технологий, расположенная в районе Хайдань. На территории зоны, общей площадью свыше 100 кв. км., расположено около 50 высших учебных заведений, в том числе Пекинский государственный университет и Университет Цинхуа, 130 научно-исследовательских институтов и лабораторий, в которых трудятся более 100 тыс. специалистов. По состоянию на конец 1995 года в экспериментальной зоне было одобрено создание более 2,5 тыс. инновационных фирм, в том числе около 500 с использованием иностранных инвестиций. Освоено производство около 5 тыс. наукоемких изделий, из которых более 300 удостоены различных международных и государственных премий. Общий объем доходов за 6 лет функционирования технопарка достиг 25 млрд. юаней, а валютные доходы от экспорта выросли с 3 млн. долл. в 1988 г. до 100 млн. долл. в 1994 г.

Второй наиболее крупной и успешно развивающейся зоной новых и высоких технологий в Китае является зона “Наньху”, получившая государственный статус в 1991 г. Зона расположена в г.Шеньяне на территории площадью в 22 км2., где находятся 12 высших учебных заведений, 30 научно-исследовательских институтов и 210 научно-исследовательских лабораторий, 220 предприятий новой и высокой технологии, в том числе 30 компаний с участием иностранного капитала. Общая сумма иностранных инвестиций в научно-технические разработки парка оценивается в 6-7 млн.долл.

Технопарк “Наньху” специализируется на производстве сенсорной техники, цифровой контрольно-измерительной аппаратуры, робототехники. За время существования зоны разработано и внедрено в производство около 600 новых видов высокотехнологичной продукции. Необходимо отметить достаточно высокую эффективность функционирования этого технопарка. По подсчетам китайских специалистов, на каждый вложенный юань в “Наньху” приходится примерно 6 юаней стоимости готовой продукции.

Одной из основных стратегических задач китайского правительства по развитию технопарков является предотвращение дублирования и углубление специализации и кооперации между ними. Правильный выбор политики в отношение технопарков приведет к их ускоренному развитию, что окажет существенное влияние на повышение эффективности и технического уровня экономики Китая. Поскольку темпы промышленного роста в технопарках значительно превышают средние по стране, можно предположить, что объем промышленного производства в зонах высоких технологий к 2000 г. возрастет примерно в 10 раз по сравнению с 1990 г. За этот же период будут освоены тысячи новых наукоемких видов продукции. Технопарки станут реальными “локомотивами” научно-технического прогресса.

После возвращения Гонконга, правительство страны предприняло активные меры для перестройки его экономической структуры с целью создания на его базе регионального “мозгового центра”. В качестве приоритетных направлений развития наукоемких отраслей становится электронная и электротехническая промышленность. К настоящему моменту в Гонконге созданы два научно-производственных парка, специализирующихся на разработке новых поколений электронной техники. К этой работе подключен вновь созданный Университет науки и технологии, а также научно-исследовательский центр одной из крупнейших американских ТНК – “Моторола”. Рассматриваются планы организации третьего технопарка на новой территории, которую предполагается освоить путем осушения морских прибрежных районов.

Достаточно успешно развивается научно-промышленный парк (НПП)“Синчу”, расположенный на Тайване. Он был образован в 1980 г. в местечке Синчу в 70 км. от Тайбэя. Рядом расположены два крупнейших национальных университета Тонгхуа и Чиатунг. В настоящее время в НПП занято около 15тыс. высококвалифицированных специалистов.

На территории парка базируются Научно-исследовательский институт промышленной технологии, Объединенная корпорация по разработке микроэлектроники, Тайваньская компания по производству полупроводников, Организация по исследованиям в области электроники. В 1984 г., с целью укрепления связей между университетской наукой и промышленными предприятиями, в парке был создан Центр по развитию биотехнологии.

Кроме того, здесь действует около 100 промышленных корпораций, больше половины которых – филиалы ведущих транснациональных корпораций, главным образом из США. Среди них наибольшими активами в зоне парка располагают “ИТТ”, “Вэриан”, “Приэм”, “Юнайтед микроэлектроникс Корп.”, “Техас инструментс”.

Основные научно-исследовательские разработки, ведущиеся в “Синчу”, связаны с развитием электронной промышленности. Примерно 30 процентов фирм заняты разработкой и выпуском компьютеров и периферийного оборудования, 25 процентов – электронных компонентов, 20 процентов – полупроводниковых приборов, остальные занимаются исследованиями в сфере биотехнологии, производстве оптических волокон

Важным направлением деятельности технопарка является распространение научно-технической информации, полученной в результате выполнения государственных и частных заказов. Следует подчеркнуть, что до половины всех доходов парк получает от заказов частных компаний. Эта сфера деятельности является важнейшим фактором повышения технологического уровня местной национальной промышленности, поскольку в тайваньской экономике (в отличие от Ю.Кореи) преобладают мелкие фирмы, которые имеют меньше возможностей развития наукоемких отраслей. В ближайшие годы правительство Тайваня планирует создать еще один научно-производственный парк, который будет специализироваться на разработке и выпуске полупроводниковых приборов, развитии биотехнологии.

Научно-производственные парки вносят весьма существенный вклад в развитие экономики Тайваня. По объему выпуска продукции на одного занятого “Синчу” не уступает известной американской Кремниевой долине.

С помощью научно-промышленного парка “Синчу” планируется увеличить долю частных местных и иностранных компаний в общих расходах государства на НИОКР с 55 процентов в 1994 г. до 70 процентов к 2000 г.

Стоимость продукции, экспортированной из зоны парка, возросла с 1млрд. долл. в 1989 г. до 8 млрд. долл. в 1994 г., а ее доля в национальном вывозе увеличилась с 2 до 4 процентов.

В ближайшие годы число ученых и квалифицированных специалистов, занятых в парках Тайваня планируется довести до 70 тыс.чел. Объем экспорта технопарков к 2000 г. предполагается увеличить до 12-15 млрд.долл., а его доля в национальном вывозе возрастет до 7-8 процентов.

Государство стимулирует участие фирм (вне зависимости от форм их собственности) в развитии технопарков. Так, предприятия, использующие перспективные выплачивают подоходный налог в размере 15 процентов от его обычной величины, а фирмы, 70 процентов продукции которых идет на экспорт, только 10 процентов. Кроме того, вновь созданные предприятия освобождаются от уплаты налогов на 2 года с момента аккредитации. Если возведение новых корпусов осуществляется за счет внутренних капиталовложений, не взимается налог на строения. Фирмы освобождаются от экспортных налогов при реализации продукции на внешние рынки. На развитие инфраструктуры зон правительство ежегодно выделяет займы и инвестиции. Для привлечения рискового капитала внедряются системы венчурных инвестиций.

К 2000 г. валовой доход зон развития должен составить около 60.3 млрд.долл., а общая стоимость производимой промышленной продукции – 4.8 млрд.долл. При этом общая сумма собранных налогов составит около 12 млрд.долл.

На основании опыта деятельности национальных технопарков произведены расчеты оптимальной модели типового бизнес-инкубатора (БИ). Его площадь составляет 5500 м2, из которых около 1900 м2 предназначены для “инкубации” международных и китайских проектов, 1200 м2 – для коммерческой деятельности, 600 м2 – под управленческие здания и 1800 м2 – для общефункциональных подразделений.

Управленческой группой подобного БИ в составе 25 человек осуществляется коммерческая поддержка 35-40 предприятий, которым предоставляются платные консультации, обучение персонала, финансовая, административная и информационная поддержка, помощь в развитии деловых связей и прочее. Программа подготовки кадров включает специальное обучение в Китае и за границей.

В предварительный бизнес-план включается баланс расходов и доходов. При этом планируемая арендная плата для инновационных предприятий составляет 70 долл. за 1 м2 в год и 140 долл. за м2 в год для коммерческих структур. Размер оплаты меняется в зависимости от предоставляемого набора услуг.

По предварительным расчетам, расходы на капитальное строительство типового БИ составляют 4.7 млн.долл., из которых две трети на паритетной основе предоставляются китайскими и зарубежными инвесторами, а одна треть – за счет банковских кредитов на срок до 10 лет из расчета 8 процентов годовых. Получение прибыли ожидается на пятом году деятельности БИ.

Помимо разработки льготных условий центральным правительством, местные администрации на уровне провинции, городов, уездов и Комитеты по управлению делами зоны также вырабатывают дополнительные льготные положения, в целях поощрения и привлечения отечественных и зарубежных инвесторов. Например, предприятия в зоне освоения новых и высоких технологий г.Харбина пользуются следующими основными льготами:

  1. С даты аккредитации они полностью освобождаются от подоходного налога за первые 3 года, 50% налога (по тарифу 7.5%) оплачивают за вторые 3 года, с 7-го года платят подоходный налог полностью (по тарифу 15%).
  2. Предприятия, стоимость производства на экспорт которого превышает 50% от его годовой валовой продукции, оплачивают подоходный налог по тарифу 10% (после получения утверждения местного налогового бюро).
  3. Импортируемые приборы и оборудование, предназначенные для проведения исследований и освоения высоких технологий, которые не имеет возможности выпускать местная промышленность, освобождаются от таможенной импортной пошлины (после получения утверждения соответствующих органов).
  4. Предприятия пользуются рядом льготных условий при проведении капитального строительства на территории зоны.

Далее приводятся некоторые экономические показатели функционирования одной из стабильно развивающихся научно-технических парков Китая - Харбинской зоны развития высоких и новых технологий.

Рис.1 Сравнительные показатели динамики выпуска промышленной продукции и объемов привлечения финансовых средств в развитие Харбинской зоны освоения новых и высоких технологий (млн. юаней)

Рис.2 Структура приоритетных направлений развития наукоемких отраслей в Харбинской экономической зоне

В структуре инвестиций в основной капитал (таблица 3) в Харбинскую экономическую зону в 1997 г. сохранялась тенденция к сокращению доли инвестиций, финансируемых за счет бюджетных средств.

Таблица 3 Структура инвестиций в основной капитал по источникам финансирования, %

Источник финансирования

1997 год

В том числе:  
бюджетные средства

40

из них средства:

федерального бюджета

местного бюджета

27

13

внебюджетные средства

60

из них:

акционерный капитал

частный капитал

иностранные инвестиции

39

7

14


1999 © Технопарк "Новосибирск"